Информационные материалы

О ГОСРЕГИСТРАЦИИ НКО

Кто такие некоммерческие организации?
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от  12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческими организациями признаются организации не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса к таковым относятся:

1) потребительские кооперативы; 
2) общественные организации; 
3) общественные движения;
4) ассоциации (союзы);
4) товарищества собственников недвижимости;
5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фонды
8) учреждений; 
9) автономные некоммерческие организации;
10) религиозные организации;
11) публично-правовые компании;
12) адвокатские палаты;
13) адвокатские образования(являющихся юридическими лицами);
14) государственных корпораций.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).
К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Как зарегистрировать некоммерческую организацию? 
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от  12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от  12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. 
Таким органом признаются Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы (Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26).
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;
9) заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в пункте 5 статьи 13.1.
Решение о государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации принимается уполномоченным органом. Указанное решение принимается на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 5 статьи 13.1 и заверенных уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также на основании копий учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной некоммерческой неправительственной организации.
Документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены.
Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как получить государственную услугу по регистрации некоммерческой организации в электронном виде?
На основании Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - услуга) возможно в электронной форме и обеспечено на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее - портал). 
Услуга становится доступной для заявителя после прохождения процедуры аутентификации на портале. Для подготовки и направления документов в электронном виде необходимо: выбрать из выпадающего списка позицию «Адресат заявления», т.е. соответствующий уполномоченный орган (Минюст России или его территориальный орган); заполнить поле «Наименование организации», выбрать требуемое значение поля «Организация, в отношении которой выполняются регистрационные действия»; прикрепить транспортный контейнер с документами, подготовленный с помощью программы формирования транспортного контейнера, ссылка для скачивания которой имеется на соответствующей третьему шагу странице для предоставляемой услуги. 
Учитывая особый порядок регистрации некоммерческих организаций, для формирования транспортного контейнера необходимо пользоваться программным обеспечением, разработанным Минюстом России. Также необходимо учитывать, что размер транспортного контейнера не может превышать 5 Мб. Документы, включаемые в транспортный контейнер, должны удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям, указанным в Порядке направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утвержденном приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@. 
Файлы с отсканированными образами направляемых в регистрирующий орган документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении). 
В соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации размеры государственной пошлины в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и получением результата услуги в электронной форме применяются с учетом коэффициента 0,7. 


ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН И ДОКУМЕНТОВ
Время начала и окончания служебного дня:
Понедельник — четверг с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут
Пятница с 9 часов 00 минут до 16 часов 45 минут
Перерыв для отдыха и питания с 13 часов 00 минут до 13 часов 45 минут
Суббота, воскресенье — выходные дни.

Управление осуществляют прием заявителей для личного представления документов для государственной регистрации в соответствии со следующим графиком:
Понедельник - 14.00 - 17.00
Вторник - 9.00 - 12.00
Среда - 14.00 - 17.00
Четверг - 9.00 - 12.00
Пятница - 14.00 - 16.00.


ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (далее – Управление) произведен анализ нарушений некоммерческими организациями обязательных требований действующего законодательства, выявленных в ходе осуществления Управлением контрольно-надзорных функций: 


1. Осуществление контроля за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц, является неотъемлемым элементом обеспечения соблюдения законности. Характерным нарушением, выявляемым при проведении проверок некоммерческих организаций, в основном является несоблюдение ими требований федерального законодательства и уставов, а именно: 

- в нарушение статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»  общественные объединения, региональные отделения политических партий и иные некоммерческие организации не представляют или несвоевременно представляют в Управление ежегодную отчетность, предусмотренную вышеуказанными законами;

- в нарушение абз.1 п.3.2 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации не исполняют обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчетов о своей деятельности  в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган;

- в нарушение абз.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ  «Об общественных объединениях» общественные  объединения не исполняют обязанность по ежегодному опубликованию отчетов об использовании своего имущества или обеспечению доступности ознакомления с указанными отчетами; 

- фондами не исполняется обязанность по опубликованию отчета об использовании своего имущества. Согласно п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества;

- благотворительные некоммерческие организации не представляют отчетность, предусмотренную статьей 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которой благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению;

- несоблюдение некоммерческими организациями требований учредительных документов, являющихся в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязательными для исполнения самой некоммерческой организацией ее учредителями (участниками). В частности, некоммерческими организациями не соблюдаются положения уставов, касающиеся порядка формирования и организации деятельности руководящих и контрольно-ревизионных органов, в том числе о периодичности проведения заседаний высшего и коллегиальных органов управления, их правомочности;

- в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»,   пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  некоммерческие организации не исполняют обязанность  информировать Управление об изменении  сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц;

- в нарушение п.4 ст.181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими организациями не соблюдается порядок оформления протоколов высшего руководящего органа:  не указывались время, место проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

- в нарушение ч.2 ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоторые органы управления некоммерческой организации, предусмотренные ее уставом, не осуществляли свою деятельность;

- в нарушение пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, уставом которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, не имеют достаточное для осуществления указанной деятельности имущество;

- в нарушение п.3 ч.1, ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  фонды не проводят обязательный ежегодный аудит - независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

- в нарушение ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.2 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» допускались случаи отсутствия  ведения  бухгалтерского учета;

- в нарушение п.1 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческими организациями  осуществлялись виды деятельности, не предусмотренные их уставами;

- в нарушение п.1 ч.2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями на своем официальном сайте в сети «Интернет» не обеспечивалось размещение  информации, предусмотренной вышеуказанной нормой закона;

- отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о кодах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

- в нарушение пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету, некоммерческими организациями не утверждаются финансовые планы (самостоятельные балансы, сметы);

- некоммерческие организации не оформляют первичные учетные документы, кассовые документы, а также регистры бухгалтерского учета;

- некоммерческими организациями нарушается порядок формирования учетной политики, а именно учетная политика не утверждается либо в нее своевременно не вносятся изменения в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», действие которого вступило в силу с 01.01.2013.


2. Несоблюдение некоммерческими организациями требований к оформлению форм отчетности. 

В результате анализа представленных отчетов Управлением выявлено,  что некоммерческими организациями допускаются следующие  недостатки при заполнении отчетов о деятельности:
- неверное указание в адресной части наименования территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в который представляется отчет;

- неверное указание ОГРН, даты включения в ЕГРЮЛ, ИНН/КПП;

- указание сокращенного наименования некоммерческой организации (в соответствии с Методическими рекомендациями строки «полное наименование...» рекомендуется заполнять в соответствии с учредительными документами представляющей отчет организации);

- отсутствие подписи лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, а также лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета;

- неверное указание адреса (место нахождение) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческими организациями (несоответствие данных содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и учетном деле организации);

- представление отчетов по формам, предназначенным для других организационно-правовых форм;

- незаполнение (либо неполное заполнение) сведений об органах управления деятельностью некоммерческой организацией и их персональном составе (не отражаются сведения о коллегиальном исполнительном органе и единоличном исполнительном органе некоммерческой организацией, либо отражаются сведения только о единоличном исполнительном органе управления).  


Список основных нормативно-правовых документов регулирующих деятельность некоммерческих организаций

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ;
6. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
7. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
9. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
10. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
11. Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;
12. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
13. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ  «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
14. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
15. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
16. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Какие бывают некоммерческие организации
В соответствии с последней редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации все некоммерческие организации (далее - НКО) делятся на две большие группы: корпоративные и унитарные.
К корпоративным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы (статьи 123.2, 123.3 ГК РФ), общественные организации (статьи 123.4–123.7 ГК РФ), общественные движения (статья 123.7–1 ГК РФ), ассоциации и союзы (статьи 123.8-123.11 ГК РФ), товарищества собственников недвижимости (статьи 123.12–123.14 ГК РФ), казачьи общества (статья 123.15 ГК РФ), адвокатские палаты и адвокатские образования, которые являются юридическими лицами (статьи 123.16–1 и 123.16–2 ГК РФ), и общины коренных малочисленных народов (ст. 123.16 ГК РФ).
К унитарным некоммерческим организациям отнесены фонды (статьи 123.17–123.20 ГК РФ), учреждения (статьи 123.21–123.23 ГК РФ), автономные некоммерческие организации (статьи 123.24 – 123.25 ГК РФ) и религиозные организации (ст.ст. 123.26–123.28 ГК РФ).

2. Можно ли обойтись без регистрации
Закон позволяет существовать и действовать без регистрации общественным организациям и общественным движениям. Остальные формы некоммерческих организаций обретают свой статус только после государственной регистрации.

3. Что дает государственная регистрация
С момента государственной регистрации у организации появляется правоспособность юридического лица. НКО приобретает право вести хозяйственную деятельность, а также наделяется обязанностями по предоставлению отчетов в различные государственные органы.

4. Кто может быть учредителем некоммерческой организации
Учредителями НКО в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане, а также юридические лица.
Учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не могут быть:
1) иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания в стране;
2) лица, включенные в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественные объединения или религиозные организации, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лица, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях есть признаки экстремистской деятельности;
5) лица, которые не соответствуют предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов (речь идет о законах, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов).
6) лица, которые ранее руководили или входили в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным федеральным законом              «О противодействии экстремистской деятельности» либо федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не могут быть учредителями некоммерческой организации в течение 10 лет со дня вступления в законную силу такого решения суда.

5. Сколько должно быть учредителей
Для общественных движений и общественных организаций минимальное число учредителей — три. В ассоциациях и союзах должно быть не менее двух учредителей. Для автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждений  достаточно и одного человека.

6. Какие документы необходимо подготовить для государственной регистрации
Есть исчерпывающий перечень документов:
- заявление о государственной регистрации;
- устав некоммерческой организации (в некоторых случаях может понадобиться и учредительный договор);
- решение о создании некоммерческой организации;
- квитанция об уплате государственной пошлины.

6.1. Заявление о государственной регистрации
Существует установленная форма заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма № Р11001). Бланк этого заявления легко найти в интернете. Но предпочтительно использовать специальную бесплатную программу — «Программа подготовки документов для государственной регистрации», которую можно скачать на сайте налоговой.
Затем необходимо распечатать два экземпляра заявления. Подпись заявителя на втором экземпляре должна быть удостоверена. Есть два способа удостоверения подписи: нотариальный (нотариус заверяет подпись и сам прошивает ваше заявление, в случаи подачи документов по доверенности) и заверение сотрудниками Министерства юстиции (это происходит при подаче документов заявителем лично).

6.2. Протокол (решение) о создании НКО
Есть общие требования к протоколу о создании некоммерческой организации. В нем должны быть указаны:
- дата и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания;
- список учредителей, то есть участников учредительного съезда (конференции), общего собрания;
- сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.);
- информация о лицах, проводивших подсчет голосов;
- существо принятых решений и результаты связанного с ними голосования;
- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов;
- сведения о лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести запись об этом в протокол;
- фамилия, инициалы и личная подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, ответственных за составление протокола.
В случае если НКО учреждается одним человеком, вместо протокола составляется решение единственного учредителя. Этот документ должен содержать те же сведения, что и протокол о создании НКО, за исключением сведений о рабочих органах.
В соответствии со статьей 50.1 ГК РФ, в протоколе о создании также должны быть сведения об источниках формировании имущества будущей НКО.

6.3. Устав НКО
Основным документом любого юридического лица, в том числе некоммерческой организации, является устав.
В уставе обязательно должна быть информация о наименовании НКО, указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство), источники формирования имущества НКО, порядок внесения изменений в учредительные документы НКО, порядок использования имущества в случае ликвидации НКО.
В уставе должны определяться и виды деятельности вашей НКО. Важно помнить, что они должны соотноситься и с видами экономической деятельности, указанными в заявлении о государственной регистрации.
Устав необходимо подавать в трех экземплярах. 


6.4 Государственная пошлина
Для государственной регистрации НКО нужно уплатить государственную пошлину — 4000 рублей. Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно найти в территориальных отделах Минюста, а также на их официальном  сайте - to31.minjust.ru.

7. Куда подаются документы для государственной регистрации некоммерческой организации
Документы для государственной регистрации НКО можно подать непосредственно в Управлении согласно графику приема граждан и документов.
Также документы можно подать в электронном виде.
На основании Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - услуга) возможно в электронной форме и обеспечено на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее - портал). 
Услуга становится доступной для заявителя после прохождения процедуры аутентификации на портале. 
Учитывая особый порядок регистрации некоммерческих организаций, для формирования транспортного контейнера необходимо пользоваться программным обеспечением, разработанным Минюстом России. Также необходимо учитывать, что размер транспортного контейнера не может превышать 5 Мб. Документы, включаемые в транспортный контейнер, должны удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям, указанным в Порядке направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утвержденном приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@. 
Файлы с отсканированными образами направляемых в регистрирующий орган документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении). 
В соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации размеры государственной пошлины в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и получением результата услуги в электронной форме применяются с учетом коэффициента 0,7. 
8. Информация о зарегистрированных НКО
Сведения о зарегистрированных некоммерческих организациях размещены на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций в разделе Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях в режиме свободного доступа по ссылке расположенной на официальном сайте Минюста России  «http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx».


ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН И ДОКУМЕНТОВ
Время начала и окончания служебного дня:
Понедельник — четверг с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут
Пятница с 9 часов 00 минут до 16 часов 45 минут
Перерыв для отдыха и питания с 13 часов 00 минут до 13 часов 45 минут
Суббота, воскресенье — выходные дни.

Управление осуществляют прием заявителей для личного представления документов для государственной регистрации в соответствии со следующим графиком:
Понедельник - 14.00 - 17.00
Вторник - 9.00 - 12.00
Среда - 14.00 - 17.00
Четверг - 9.00 - 12.00
Пятница - 14.00 - 16.00


ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации и иные формы некоммерческих организаций) – важный элемент российского гражданского общества, призванный решать целый ряд задач по осуществлению общественно полезных проектов.
НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Вне зависимости от декларируемых уставных целей деятельности НКО, работая с людьми важно помнить, что деятельность организации должна строго соответствовать Конституции Российской Федерации, а также действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
 
ЧТО ТАКОЕ ЭКСТРЕМИЗМ
Важно знать, что в соответствии с федеральным законодательством понимается под термином «экстремизм» (экстремистская деятельность), и не допускать в своей деятельности совершение действий, подпадающих под признаки экстремизма, не финансировать такие действия, не подстрекать к их совершению либо одобрять их (на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации, в сети Интернет), а также не оказывать поддержку или содействие лицам и организациям, чьи действия имеют признаки экстремистской деятельности.
Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство, где признается идеологическое многообразие, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, мысли и слова, право на объединение, а также право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование и другие права.
Однако необходимо помнить, что реализация прав и свобод, предоставленных Конституцией Российской Федерации, должна не нарушать положения и требования федеральных законов и других нормативных правовых актах.
Так, публичное мероприятие (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование) должно быть открытой, мирной, доступной каждому акцией, о котором в обязательном порядке уведомляются органы государственной власти или местного самоуправления.
Организатор публичного мероприятия обязан:
подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном законом;
не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения.
Обозначенные перечни и список размещены в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации (www.minjust.ru), а также публикуются в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В случае поступления предложений о сотрудничестве в проведении публичных мероприятий, распространении различного рода материалов, рекомендуем в обязательном порядке проверять такие организации и материалы на наличие их:
- в перечне общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям;
- в перечне общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;
- в федеральном списке экстремистских материалов.
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКСТРЕМИЗМ
Необходимо помнить, за осуществление экстремистской деятельности, производство, хранение и распространение литературы экстремистского толка, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Ответственность за экстремистские публичные заявления: В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.
Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Предостережение: При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.
В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
Предупреждение: Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.
Приостановление деятельности: В случае приостановления деятельности общественного или религиозного объединения приостанавливаются права общественного или религиозного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.
Ликвидация организации: В случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
По указанным основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления Минюста России и его территориального органа.